Опубликовано 21 сентября 2020, 16:11

Обнаружены самые древние следы человека в Аравии

© Stewart et al., Science Advances 2020

Международная группа ученых обнаружила человеческие следы возрастом около 120 тыс. лет на территории пустыни Большой Нефуд в Саудовской Аравии. Открытие стало самым ранним свидетельством существования человека на этой территории и пролило свет на перемещения древних людей в этой части мира. Работа исследователей опубликована в журнале Science Advances.

Аравийский полуостров — крайне важный для понимания эволюции человека регион, однако до сих пор он остается малоизученным. Международная группа ученых описала большое скопление окаменевших следов, обнаруженных в озерных отложениях пустыни Нефуд на территории Саудовской Аравии. Следы, возраст которых примерно 120 тыс. лет, принадлежат людям и животным. Находка представляет собой самое раннее свидетельство перемещения человека в эту часть мира, происходившего в то же время, что и хорошо известное расселение людей от Африки до Леванта. Климат Аравийского полуострова не всегда был таким засушливым, а значительно изменился за последний миллион лет, вероятно, эти изменения тесно связывали миграции людей и крупных млекопитающих.

«В определенное время в прошлом на месте пустынь, которые сейчас преобладают на территории полуострова, были луга с постоянными пресноводными озерами и реками, — объясняет один из исследователей, сотрудник Королевского колледжа Холлоуэя Ричард Кларк-Уилсон. — Именно в это время люди и животные расселялись по Аравийскому полуострову, на что указывают археологические раскопки и летописи окаменелостей».

Исследователи смогли определить следы некоторых млекопитающих, в том числе слонов, лошадей и верблюдов. Присутствие слонов особенно примечательно, поскольку они полностью исчезли с территории Леванта около 400 тыс. лет назад. Высокая плотность следов предполагает, что животные собирались вокруг озера во время засухи. Особый интерес представляет возраст следов, так как они относятся к последней межледниковой эпохе, для которой характерны были относительно влажные условия в этом регионе. Изменения окружающей среды позволили людям и животным рассредоточиться по пустыням, которые обычно выступали в качестве основных препятствий на пути расселения. Археологические находки показывают, что эти условия также способствовали расселению человека из Африки в Левант.