Опубликовано 07 февраля 2020, 17:54

«"СКИФ" — это лакмусовая бумажка того, что мы можем сделать»

Президент Российской академии наук о развитии науки в регионах
Президент РАН Александр Сергеев во время пресс-конференции, приуроченной ко Дню российской науки

Президент РАН Александр Сергеев во время пресс-конференции, приуроченной ко Дню российской науки

© Владимир Трефилов/РИА Новости

Что значат губернаторы для науки, какой будет новая роль аспирантуры и как должны поменяться зарплаты ученых — в репортаже Indicator.Ru с пресс-конференции президента Российской академии наук Александра Сергеева.

Без губернаторов никак

На приуроченную к Дню российской науки пресс-конференцию Александр Сергеев примчался сразу же после совместного заседания Госсовета РФ и Совета при Президенте РФ по науке и образованию, посвященного повышению роли субъектов. Поэтому первой темой для обсуждения стало именно это совещание и его результаты. «Заседание было посвящено очень важной на сегодняшний день проблеме — кадровому обеспечению научно-технологического развития регионов», — начал президент РАН. «Пространственное развитие страны — наша национальная идея. Мы всегда гордимся размерами России, как мы ее осваивали столько веков, богатствами Сибири и Дальнего Востока. Все это у нас в крови. Тема трепетная. В связи с неблагоприятной демографической ситуацией и разницей развития столицы и областей встает вопрос, как мы сможем обеспечить научно-технологическое развитие регионов и что для этого нужно сделать. Губернаторы — те самые звенья, без присутствия которых никакого ускоренного прогресса регионов не будет», — считает Сергеев.

За день до этого президент РАН уже встречался с губернаторами для обсуждения различных вопросов, которые были вынесены на совместное заседание. Он отметил, что главы регионов понимают необходимость решения кадровых вопросов. Однако остаются спорные моменты насчет инструментов, с помощью которых надо управлять процессом. С одной стороны, общие вопросы развития, в том числе и науки, решаются совместно государством и регионами. Но при этом вузовское образование остается главным, что нужно для научно-технологического развития. «Могут ли губернаторы реальным образом как-то повлиять, чтобы началось ускоренное научно-технологическое развитие?» — задал вопрос Сергеев. Естественно, у разных регионов обеспечен разный уровень развития. Среди них президент РАН выделил Томск, Новосибирск, Татарстан и Тюмень. «Это регионы, в которых губернаторы в число приоритетных направлений своей деятельности записали науку и университеты», — отметил он. Но этого недостаточно. И в результате обсуждения обнаруживаются основные проблемы, которые мешают губернаторам вкладываться в науку. В частности, очень важно дополнение к законодательству, которое позволит губернаторам вкладывать деньги из бюджета региона в вузы и науку без оглядки на проверяющие органы. Владимир Путин поддерживает эту инициативу.

Проблема есть и в том, что основные средства на развитие науки и образования выделяются через национальные проекты, например нацпроект «Наука». И хотя благодаря ему создаются молодежные лаборатории, в нем не прописаны регионы и сколько средств они должны получать. Этот вопрос особенно важен на фоне утечки кадров из регионов в центр, где они получают больше денег. И хотя в 2018 году значительные средства были потрачены на повышение зарплат ученым и сотрудникам вузов до 200% от средней по региону, сохранились большие диспропорции. Сергеев рассказал, что при реализации этой программы в Москве на одно рабочее место потратили в шесть с половиной раз больше, чем в Новосибирске, и в двадцать пять раз больше, чем в Перми. Также президент РАН рассказал, что зарплаты в астрофизической лаборатории в Карачаево-Черкесии, которая является лидером российской науки в этой области, в три раза меньше, чем в Москве. «И как мы обеспечим приток новых кадров в регионы при сохранении такого разрыва?» — спрашивает Сергеев. Президент РАН высказал мнение, что нужно уйти от системы, по которой ученые получают 200% зарплаты от средней по региону. Вместо этого для сотрудников ведущих вузов России они должны быть уравнены с учетом разницы прожиточных минимумов, иначе будет невозможно удержать сильных ученых и преподавателей от переезда в центр.

Успехи Новосибирска и проблемы «СКИФа»

В рамках своей рабочей поездки в Новосибирск в январе Александр Сергеев посетил Академгородок и провел несколько важных встреч. Он беседовал с полпредом президента в Сибирском федеральном округе Сергеем Меняйло, обсудил с губернатором Андреем Травниковым, который также руководит рабочей группой Госсовета по науке и образованию, как Академия наук может поддержать регионы.

Президент РАН не обошел стороной и защиту России от коронавируса, так как в Новосибирске находится уникальный центр, который занимается разработкой вакцин. Он встретился и с мэром Кольцово, так как синхротронная установка «СКИФ» выходит за пределы Академгородка, находящегося в Новосибирске, и будет располагаться в Кольцово, то есть в области. «Начинаются вопросы правильного взаимодействия и внутри субъектов, а не только на федеральном уровне», — отметил Сергеев.

Президент РАН ответил на вопрос о текущем состоянии проекта. «”СКИФ” — это лакмусовая бумажка того, что мы можем сделать. Это важнейшее мероприятие национального проекта “Наука”», — считает Сергеев. Он должен быть сдан в частичную эксплуатацию в очень сжатые сроки — уже 31 декабря 2023 года. За границей на строительство подобных синхротронных установок отводилось шесть – семь лет. Проект существует, и в Новосибирске готовы к его осуществлению. Уже сейчас можно производить для «СКИФа» оборудование. Но финансирования до сих пор нет, и если его не будет еще какое-то время, то будет физически невозможно закончить проект в срок. «Возможно, задержка связана с переменами в Министерстве высшего образования и науки», — предположил Сергеев. Он также сообщил, что на прошлой неделе встречался с министром Фальковым и просил его обратить внимание на эту ситуацию. Институты РАН, которые участвуют в строительстве, принимают экстренные меры, чтобы проект пошел. Институт катализа СО РАН даже вложил собственные средства, но их, естественно, не хватит на все.

Что делать с аспирантурой?

Также Сергеев высказался о новом законе об аспирантуре. По его мнению, раньше она четко помещалась в отведенное ей место. С одной стороны, аспирантура позиционировалась как образование, потому что в ней именно учились. Но с другой, считает президент РАН, это необычная учеба, так как в ней необходимо получить навыки ученого. В 2012 году был принят новый закон об образовании, в котором аспирантура стала третьей ступенью высшего образования. «Мы сейчас видим, что это получилось неправильно. Особенно в условиях того, что это просто образование, и на выходе должна быть выпускная работа. И в итоге в прошлом-позапрошлом году число защит было всего 12,5%. Это происходит потому, что просто необязательно защищать диссертацию. Можно выйти с выпускной работой — и все», — посетовал Сергеев. Но в новом законе это меняется. Теперь представление готовой к защите диссертации — это обязательное условие для выпуска. «И это очень правильно», — считает президент РАН.

Кроме того, академик отметил, что действительно научная аспирантура должна поддерживаться как работа молодого ученого. Но тогда возникает вопрос, как ее финансировать. Для этого можно привлекать средства из грантов и программ развития институтов.

При этом в положении аспирантуры остается двойственность. С одной стороны, сам процесс обучения подчиняется закону об образовании, но выпускная комиссия относится уже к закону о науке. «Должна быть коммуникация между этими законами», — отметил Сергеев. Однако новый закон стал шагом в правильном направлении, считает президент РАН.

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.