Опубликовано 09 апреля 2020, 12:42

Ученые проследили эволюцию коронавируса

© NIH Image Gallery/Flickr/Indicator.Ru

Биологи из Великобритании провели филогенетическое исследование геномов коронавируса SARS-CoV-2, вызывающего болезнь COVID-19, которые были собраны со всего мира. С помощью полученных данных ученые проследили, как вирус подвергался эволюционному отбору внутри своих человеческих хозяев. Свою работу исследователи опубликовали в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Коронавирус SARS-CoV-2 начал «захватывать» планету в конце прошлого года. Тревогу о его распространении забили только в начале этого года, а геном впервые расшифровали еще позже, когда в Китае началось бурное распространение инфекции. Чуть позже исследователи выяснили, что вирус в телах носителей может изменяться, из-за чего становится более контагиозным или летальным. Однако до сих пор не было понятно, как меняется последовательность его генетического кода и что нам ждать от этого патогена в будущем.

Приоткрыть завесу тайны над этим вопросом решила группа исследователей из Кембриджского университета. Они собрали 160 геномов вируса SARS-CoV-2 и провели анализ филогенетического дерева штаммов этого патогена. Исследователям удалось выделить среди всех собранных образцов три варианта вирусных последовательностей — A, B и C, — которые отличаются составляющими их аминокислотами. При этом буквой A была обозначена последовательность патогена, впервые обнаруженная в Китае у летучих мышей.

Ученые показали, что типы A и C присутствуют у людей в одинаковых пропорциях вне Восточной Азии — у европейцев и американцев. В то же время B тип наиболее распространен как раз в Восточной Азии. Это значит, что такой тип либо возник из «родоначальника» и не успел передаться за пределы региона возникновения, либо что за пределами Восточной Азии к нему у большинства людей есть иммунитет.

В результате анализа полученных данных исследователи смогли построить филогенетическое дерево, которое точно отслеживает маршруты распространения COVID-19 по миру. Работа биологов показывает, что такие сети, созданные на основе математического анализа геномов, могут помочь выявить регионы с наибольшим числом потенциально зараженных людей. Это позволит принять в них карантинные меры для предотвращения дальнейшего распространения инфекции.