Опубликовано 08 февраля 2020, 10:05

Отредактированные иммунные клетки выжили и размножились в опухолях

© Eric Smith/Christopher Garcia

Исследователи ввели в раковые опухоли генетически измененные с помощью технологии CRISPR иммунные клетки. Достав их обратно через несколько месяцев, авторы обнаружили, что клетки были целы и невредимы и даже увеличили свою численность. Статья об открытии опубликована в журнале Science.

«Наши данные от первых трех пациентов, включенных в клиническое исследование, демонстрируют две важные вещи, которые, насколько нам известно, никто никогда не показывал раньше. Во-первых, мы можем успешно выполнить многократные изменения генома клеток с высокой точностью во время их создания, что позволяет им выживать значительно дольше всех предыдущих аналогов. Во-вторых, до сих пор эти клетки демонстрировали устойчивую способность противостоять распространению опухолей», — отмечает Карл Джун, доктор медицинских наук, профессор Пенсильванского университета и соавтор работы.

Подход в этом исследовании тесно связан с CAR-Т-клеточной терапией, в ходе которой иммунные клетки пациента забирают и «перепрограммируют» для борьбы с раком, но у него есть некоторые ключевые отличия. Как и в этом виде терапии, исследователи в новой работе начали со сбора Т-клеток пациента из крови. Однако вместо того, чтобы вооружить эти клетки рецептором против белка, такого как CD19, команда сначала удалила три гена с помощью инструмента CRISPR/Cas9.

Первые два изменения удалили естественные рецепторы Т-клеток, заменив их синтетическими рецепторами Т-клеток, которые позволяют им искать и уничтожать опухоли. Третье редактирование удалило PD-1 — естественную контрольную точку, которая иногда не позволяет Т-клеткам выполнять свою работу.

После этого исследователи ввели полученные клетки в опухоли трех пациентов и показали, что синтетические структуры были способны размножаться в них, а все их «потомство» сохраняло три отредактированных гена. Затем исследователи сделали четвертое изменение в геноме с использованием лентивируса, чтобы создать у клеток синтетический рецептор, который позволяет им нацеливаться на антиген NY-ESO-1.

Ранее опубликованные данные показали, что такие клетки обычно выживают менее недели, но по-новому модифицированные T-лимфоциты смогли жить в раковой опухоли очень продолжительное время — до девяти месяцев. И хотя в ходе клинического исследования ни одному из трех пациентов не стало лучше, ученым удалось избежать возможных побочных эффектов такой терапии.