Опубликовано 26 декабря 2019, 10:10

Найден метод контроля доз генной терапии

© medicilon/Flickr

Сотрудники Научно-исследовательского института Скриппс разработали специальный молекулярный переключатель, с помощью которого врачи могут контролировать дозировку генно-терапевтических препаратов. Статья об этом опубликована в журнале Nature Biotechnology.

Генная терапия основана на введении копий терапевтического гена в клетки пациента, если он, например, родился без функциональных копий нужного. Эта стратегия уже давно считается потенциально действенной для лечения заболеваний, вызванных дефектными генами. Тем не менее генная терапия изначально считалась достаточно рискованной, потому что после доставки препаратов в клетки пациента их нельзя выключить или изменить механизм действия. В результате на сегодняшний день Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) одобрено очень мало видов генной терапии.

Но теперь ученые из Научно-исследовательского института Скриппса продемонстрировали новую технику контроля генной терапии. Авторы показали, что они могут подавлять экспрессию целевого гена до очень низких уровней с помощью специальной встроенной молекулы, а затем могут увеличивать ее в широком диапазоне, используя инъекции определенных молекул, называемых морфолинами, безопасность которых была одобрена FDA.

Исследователи создали трансгенный переключатель из РНК-подобных молекул, которые называются рибозимами типа hammerhead. Эти соединения обладают замечательным свойством — они могут разрезать себя на две части сразу же после своего «появления на свет».

Терапевтический трансген, содержащий ДНК такого рибозима, будет скопирован в транскрипты клеток, которые будут иметь тенденцию разделяться на две части, прежде чем их можно будет перевести в белки. Однако это действие рибозима может быть заблокировано РНК-подобными морфолинами, которые захватывают активный сайт рибозима. Если это происходит, транскрипт трансгена остается неповрежденным и с большей вероятностью будет переведен в терапевтический белок.

Таким образом, рибозим работает в качестве «выключателя» для трансгена, в то время как соответствующие морфолины, вводимые в ткань, в которой находится трансген, могут эффективно включать его снова. Степень отключения этого трансгена при этом зависит от дозы морфолинов.

Теги #Ген