Опубликовано 21 мая 2020, 10:52

Найдены мутации, понижающие чувствительность рака к радиофармтерапии

© S. Slavchev/IAEA/C Kratochwil, CP Heussel et al./University Hospital Heidelberg

Исследователи из Гейдельбергского университета обнаружили потенциально корректируемые мутации ДНК, которые связаны с ответом раковой опухоли предстательной железы на терапию радиофармпрепаратами. О своей работе ученые рассказали в статье, опубликованной в The Journal of Nuclear Medicine.

Простатспецифическая мембранная антигенная таргетная α-лучевая терапия (PSMA-TAT), в которой применяется препарат 225Ac-PSMA-617, является новым и перспективным подходом к лечению метастатического кастрационно-резистентного рака предстательной железы. Тем не менее, сообщается, что 37% пациентов плохо реагируют на эту терапию, даже если у них имеется достаточная экспрессия PSMA. Доклинические и другие ранние исследования показывают, что определенные мутации генов, связанные с повреждением ДНК и репарацией, могут либо увеличивать, либо уменьшать радиочувствительность рака предстательной железы и влиять на ответ опухоли на радиофармацевтическую терапию.

Авторы нового исследования решили выяснить факторы, связанные с этим явлением. Для этого они отобрали 60 пациентов, которые получали PSMA-TAT. В результате анализа ученые выявили 10 пациентов с плохим ответом на терапию, несмотря на достаточную экспрессию PSMA. У семи из 10 пациентов авторы взяли биопсии, а затем исследовали их с помощью иммуностейнинга и гистологического анализа. В результате ученые смогли выявить мутации в 37 генах, участвующих в распознавании повреждений ДНК, передаче сигналов и репарации ДНК.

В семи образцах биопсии исследователи обнаружили в общей сложности 15 делеций целых генов, содержащих вредные и потенциально вредные мутации. Они были связаны с восприимчивостью клеток раковой опухоли простаты к терапии радиофармацевтическими препаратами. Это значит, что генетическое исследование у пациентов с таким видом рака может позволить в отдельных случаях назначить наиболее эффективное в данном случае лечение.

«Будут ли усилия и затраты на секвенирование следующего поколения оправданы в конкретной клинической ситуации, зависит от нескольких факторов, — говорит ведущий автор исследования, главный врач радионуклидной терапии в госпитале Гейдельбергского университета Клеменс Кратохвил. — Во-первых, мутация должна быть такой, чтобы на нее можно было бы повлиять с помощью специальных препаратов. Во-вторых, если такие мутации очень редки, то сложное тестирование не будет экономически эффективным. Наконец, если бы у многих пациентов были обнаружены сопоставимые мутации, то можно было бы избежать индивидуального тестирования и применять единый подход для всех пациентов. Значение нашей работы заключается в открытии области дальнейших исследований. Ее результаты в перспективе могут изменить подход к диагностике и лечению рака простаты».