Опубликовано 13 января 2020, 15:35

Выяснено происхождение двух типов вируса герпеса

© Emma Betuel/NIH

Исследовательская группа из Италии выяснила историю и происхождение двух чрезвычайно распространенных в человеческой популяции патогенов — вирусов простого герпеса первого и второго типов. Статья об этом была опубликована в журнале Molecular Biology and Evolution.

Простой герпес является основной причиной поражений кожи головы и шеи. Менее распространенная его форма — вирус простого герпеса второго типа — обычно ответственна за генитальные проявления. Оба вируса могут также вызывать очень серьезные заболевания, в том числе неэпидемический энцефалит и неонатальную герпетическую инфекцию. В последнем случае вирус, как правило, передается от матери к ребенку во время родов, и последствия этого могут быть очень серьезными.

Исследователи из Научно-исследовательского института реабилитационной медицины и Миланского университета решили выяснить, как развивались эти вирусы с течением времени. В итоге оказалось, что эволюционная история этих двух типов различна и более сложна, чем считалось ранее. В ходе работы ученые проанализировали разнообразие этих двух вирусов и связали его с их географическим происхождением. Они выяснили, что два типа происходят с разных континентов, и это не согласуется с высказанной ранее гипотезой о миграции вируса из одного места и его дальнейшего разделения на подвиды.

Как и для других вирусов, принадлежащих к семейству Herpesviridae (например, вызывающих ветряную оспу и мононуклеоз), вирусы простого герпеса первого и второго типов очень похожи на те, которые заражают африканских человекообразных обезьян. Во многих случаях они эволюционировали вместе со своими хозяевами и начали заражать наш вид с тех пор, как он возник в Африке.

На сегодняшний день Африка остается континентом, где вирусы простого герпеса наиболее распространены. Это породило гипотезу, что вирусные штаммы, которые заражают нас сегодня, очень давно покинули Африку. Считалось, что этот момент совпадает с миграцией человека из Африки, которая около 60 тыс. лет назад привела к заселению людьми всех других континентов.

Но результаты исследования эволюции герпеса второго типа показывают связь между эпидемиологическими данными и другим крупным историческим событием — расцветом трансатлантической работорговли. Тогда миллионы людей были депортированы из Африки в Америку. Скорее всего, эта вынужденная миграция человека привела к распространению вируса простого герпеса второго типа в Северной и Южной Америке. Этот вывод подтверждает и то, что в Америке распространенность этого вируса выше, чем в других странах.

И вирус простого герпеса второго типа, вероятно, не единственный патоген, который был завезен на американский континент в результате работорговли. Предыдущие исследования показали, что то же самое произошло для вируса желтой лихорадки и для паразитического червя Schsitosoma mansoni. До этого такие патогены оставались специфичны для тропических и субтропических регионов.