Опубликовано 13 ноября 2019, 16:13

Создана математическая модель ВИЧ-терапии

© rbhavana/Getty Images/Wikimedia Commons/Indicator.Ru

Международная группа ученых, в состав которой вошли исследователи МГМУ имени Сеченова, построила математическую модель, которая показывает возможность активации иммунных клеток в рамках терапии ВИЧ. Разработка была описана в статье, опубликованной в журнале PLOS Computational Biology.

Люди с ВИЧ и раковые больные испытывают сильную нагрузку на иммунитет. В первом случае Т-хелперы — клетки иммунной системы, которые распознают патогены — умирают из-за вируса, который в них размножается, а во втором — после курса химиотерапии. Кроме того, когда иммунные клетки получают чрезмерное количество сигналов, это приводит к так называемому состоянию истощения. Иммунитет начинает работать неэффективно, а иногда новые иммунные клетки и вовсе перестают вырабатываться.

Сегодня лечение ВИЧ-больных основано на применении высокоактивной антивирусной терапии, которая помогает сдерживать размножение патогена и таким образом снижает уровень инфекции, но не восстанавливает иммунную систему.

Международная команда ученых обнаружила, что при лечении опухолей с помощью антител, блокирующих рецепторы контрольной точки, усиливается процесс деления Т-клеток. Авторы работы предположили, что использование таких «подавителей» контрольных точек иммунного ответа может быть полезным при лечении больных ВИЧ. Однако этот вывод был неочевиден, ведь восстановление роли Т-клеток имеет двоякий эффект: с одной стороны, оно усиливает контроль за инфекцией с помощью Т-киллеров, а с другой — увеличивает число Т-хелперов, в которых и размножается ВИЧ.

Чтобы проверить работоспособность гипотезы и выяснить, какой из двух эффектов будет преобладать в реальных условиях, ученые выделили у пяти пациентов Т-клетки и наблюдали за их делением в присутствии «подавителя» рецепторов PD-L1 и без него. Оказалось, что ингибирование этих рецепторов оказывает положительное влияние на рост популяции Т-лимфоцитов. Максимальное количество делений оценивали с помощью маркировки клеток флуоресцентным красителем. Затем новые данные ученые, поддержанные грантом Российского научного фонда, описали с помощью математической модели.

«Мы разработали математическую модель, которая позволяет исследовать эффект иммунотерапии антителами, блокирующими активность рецептора PD-L1. С ее помощью мы сможем предсказать клинические результаты такого лечения для пациентов с разными вариантами течения ВИЧ с учетом индивидуальных показателей иммунитета. В результате мы выяснили, что PD-L1-иммунотерапия должна иметь благоприятный эффект для большинства ВИЧ-инфицированных больных», — резюмирует ведущий научный сотрудник Института вычислительной математики имени Г. И. Марчука РАН и профессор Сеченовского университета Геннадий Бочаров.