Опубликовано 10 декабря 2019, 19:00

У супербактерии нашли «ахиллесову пяту»

Бактерии энтерококки

© Pete Wardell/USCDCP/Pixnio

Исследователи из Колумбии, США и Чили обнаружили слабое место у ванкомицин-резистентных энтерококков — одних из самых смертоносных видов бактерий, устойчивых к большинству антибиотиков. Статья об этом была опубликована в Proceedings of the National Academy of Sciences.

«Мы знаем, что бактерии имеют врожденные механизмы, позволяющие им избежать гибели, но мы не вполне понимаем, как эти реакции запускаются и вызывают устойчивость к антибиотикам», — отметила одна из авторов работы, докторант кафедры микробиологии и инфекционных болезней Научного центра здоровья Техасского университет Аиша Хан.

Новая работа показала, что белок под названием LiaX высвобождается бактериями в окружающую среду, чтобы они могли «почувствовать» присутствие антибиотиков. Если антибиотик присутствует в среде, белок реагирует на него и вызывает перестройку бактериальной мембраны, чтобы избежать гибели.

В ходе исследования авторы работы изучали клинические штаммы ванкомицин-резистентных энтерококков, которые были способны противостоять даптомицину — препарату, который используется как крайняя мера лечения тяжелых бактериальных инфекций. Ученые знали, как работает этот препарат, но не понимали, каким образом бактерии смогли противостоять ему.

Анализ бактерий, собранных от одного из пациентов, показал, что в среде вокруг бактерии присутствует высокий уровень LiaX, который может связываться с противомикробными веществами и «сигнализировать» клетке о необходимости противостояния новой угрозе.

По мнению исследователей, главным выводом из их работы является не только то, что ванкомицин-резистентные энтерококки производят сторожевой белок, который может защитить их от антибиотиков и иммунной системы, но и то, что его защита делает бактерии более смертоносными во время инфекции. В будущем авторы планируют найти способы связывания LiaX, чтобы сделать бактерию восприимчивой к противомикробным препаратам.