01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Биология
26 июля 2016

Учёные выяснили, как газообразные вещества в организме влияют на психику и поведение

jesse orrico/Pixabay

Ученые из МГУ им. М. В. Ломоносова и Московского научно-исследовательского института эпидемиологии и микробиологии им. Г. Н. Габричевского выяснили, какую роль играют газотрансмиттеры (газообразные нейромедиаторы) микробного происхождения в организме человека. Результаты исследований были опубликованы в журнале Microbial Ecology in Health and Disease.

«Наш мозг использует такие газы, как сероводород, аммиак и даже угарный газ для переноса информации между клетками. Населяющие наш организм (особенно кишечник) микробы также образуют газотрансмиттеры, которые влияют на наш мозг, психику и поведение», - отмечают ученые. В статье-обзоре приводится обширный анализ данных, касающихся механизмов действия газообразных веществ микробного происхождения (среди них: окись азота NO, окись углерода CO, сероводород Н2S, метан CH4, водород H2, аммиак NH3 и др.) с точки зрения регуляции поведения человека, его нейрофизиологических и психических расстройств.

Например, окись азота (NO) регулирует функционирование иммунной и сердечно-сосудистой систем, выступает как мозговой нейромедиатор, вовлеченный в регуляцию процесса обучения и когнитивной (познавательной) деятельности. В эксперименте мыши с дефицитом по одному из образующих окись азота ферменту (нейронной NO-синтазе) отличаются повышенной двигательной и сексуальной активностью и в то же время долговременной депрессией.

Сероводород (H2S) в низких концентрациях регулирует ряд процессов в разных органах человека, в особой мере он влияет на сердечно-сосудистую и нервную системы. В частности, сероводород выступает как нейропротектор: влияние его дефицита на деятельность нервной системы продемонстрировано в исследованиях больных с эпилептическими припадками, психическими расстройствами или патологическими изменениями электроэнцефалограммы. Оказалось, что многие из этих пациентов имеют дефицит ферментов, продуцирующих сероводород в организме. В то же время больные с синдромом Дауна, напротив, имеют повышенную активность ферментов, образующих сероводород.

«Впоследствии предстоят работы по внедрению данных научных исследований в медицинскую и психиатрическую практику для лечения и профилактики нейропсихических расстройств (в том числе депрессии, повышенной агрессивности и других) с помощью микробных газотрансмиттеров. Можно представить себе нормализацию количества, скажем, аммиака с помощью прицельно введенных в организм бактерий», — отмечают ученые.