01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
7 октября 2016

Новая супрамолекула снизит вред от ядерных отходов

Пример супрамолекулы
Wikimedia Commons

Американские ученые создали супрамолекулярный ион - молекулярную структуру, состоящую из отрицательно заряженных ионов, которая способна очищать водоемы от вредных веществ, а также может обеспечить безопасное хранение ядерных отходов. Исследование опубликовано в журнале Angewandte Chemie International Edition.

Ученым из Индианского университета в Блумингтоне удалось соединить два отрицательно заряженных бисульфат-иона (HSO4-) для получения супрамолекулярного иона. В молекулярной химии две молекулы мономера, соединенные сильной ковалентной связью, называются димером. Супрамолекулярная химия рассматривает образование димеров из молекул, связанных слабыми нековалентными связями. По словам ученых, реакция димеризации двух бисульфат-ионов противоречит закону Кулона, согласно которому одинаково заряженные частицы отталкиваются. Ионам удалось образовать связи друг с другом за счет атомов водорода. Ученые назвали такую водородную связь «антиэлектростатической».

Новое соединение может применяться для очистки водоемов от фосфат-ионов, которые попадают в систему водоснабжения из-за сельскохозяйственной деятельности и способствуют массовой гибели рыбы. Также новую молекулярную структуру можно будет использовать для удаления сульфат-ионов, которые образуются в процессе утилизации ядерных отходов и могут нанести значительный вред окружающей среде.