01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Медицина
10 ноября 2016

Ученые выяснили, как иммунная система контролирует «клетки-предатели»

Два ротавируса: слева в обычном состоянии, справа — покрытый антителами
GrahamColm/Wikimedia Commons

Коллектив австралийских ученых выяснил, как иммунной системе удается избегать поражения собственных тканей организма антителами, при этом не сдавая оборону против болезнетворных микроорганизмов. Об открытии сообщается в журнале Nature Communications.

Исследователи из Гарвановского института медицинских исследований выяснили, что за остановку клеток, которые вырабатывают аутиоантитела (антитела, поражающие собственные ткани организма), отвечает иммуноглобулин D (IgD) — антитело, расположенное на поверхности B-лимфоцитов. IgD фактически блокирует клетки-«предатели»: они не реагируют на ткани тела, но остаются способными к выработке антител против вредоносных микроорганизмов.

Однако «блокированные» клетки не выбрасываются из иммунной системы. Напротив, IgD позволяет им аккумулироваться в лимфатических узлах и селезенке и в случае необходимости начать вырабатывать нужные антитела.

Это открытие не только пролило свет на возникновение аутоиммунных заболеваний, но и помогло раскрыть предназначение IgD. Данное антитело было описано еще 50 лет назад, однако его конкретная функция оставалась невыясненной.