01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Технические науки
19 декабря 2016

Создан самый маленький в мире радиоприемник

Eliza Grinnell/Harvard SEAS

Ученые из Гарвардского университета сконструировали радиоприемник, детали которого размером не превышают два атома. О своей работе исследователи рассказали в журнале Physical Review Applied. Кратко об устройстве можно прочитать на сайте университета.

Разработчики устройства использовали крошечные дефекты алмазов, азотозамещенную вакансию, которая получается при замене в кристаллической решетке атома углерода на атом азота при отсутствии соседнего атома. Азотозамещенную вакансию можно использовать, для того чтобы улавливать очень слабое магнитное поле. Она также обладает фотолюминесцентными свойствами, то есть с ее помощью можно переводить информацию в световой сигнал.

В предложенном устройстве электроны в кристаллической решетке алмаза возбуждаются зеленым светом лазера. Они чувствительны к наличию электромагнитного поля. Радиоволны вызывают световое излучение, которое с помощью фотодиода конвертируется в электрический ток и подается на динамик.

Как заявляют создатели устройства, оно очень надежно и может работать в самых суровых условиях, разработчики тестировали его при температуре в 350°С. «Алмазы обладают удивительными свойствами. Радио можно будет использовать в космосе, в неблагоприятных условиях и даже в теле человека, так как алмазы биосовместимы», — отметил руководитель исследования, профессор Гарвардского университета Марко Лонсар.