01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Медицина
10 января

Древний скелет рассказал о геноме опасной бактерии

Gebhard Bieg/University of Wisconsin-Madison

Международная группа ученых восстановила геном сапрофитного стафилококка, который поразил женщину, жившую 800 лет назад в Византии. С подробностями исследования можно ознакомиться в журнале eLife.

Археологи откопали на византийском кладбище на территории современной Турции скелет женщины, умершей 800 лет назад. Внимание ученых привлекли два кальцинированных узелка (каждый размером с клубнику), расположенных у основания груди, чуть ниже ребер.

«Сначала мы решили, что такие бугорки могли возникнуть из-за туберкулеза», — рассказала автор исследования Кейтлин Пепперелл. Для туберкулеза типично формирование кальцинированных узелков в легких. Однако последующий анализ ДНК этих круглых белых «камушков» убедил медиков, что у женщины не было туберкулеза.

Изображения, полученные при помощи растрового электронного микроскопа, показали кальцинированные эритроциты, которые содержали бактериальную ДНК опасной инфекции — хориоамнионита.

«Удивительно, но эти образцы содержали достаточно ДНК для полного восстановления генома двух видов бактерий, Staphylococcus saprophyticus (Стафилококк сапрофитный) и Gardnerella vaginalis (Гарднерелла вагиналис), которые заразили женщину и, вероятно, стали причиной ее смерти», — сообщила Пепперелл.

Ученые отметили, что результаты их работы дополняют имеющиеся знания об опасностях, с которыми сталкивались жители Византийской империи в начале XIII века, а также об эволюции сапрофитного стафилококка.