01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Медицина
13 февраля

Физиологи нашли способ отучить от наркотиков

stevepb/Pixabay

Канадские ученые нашли белок, который способен решить проблему наркозависимости. Исследование опубликовано в журнале Nature Neuroscience.

Для своей работы ученые из Университета Британской Колумбии с помощью методов генной инженерии создали мышей с повышенным уровнем кадгеринов — белков, обеспечивающих соединение клеток в плотных тканях организма. В мозге кадгерин способствует укреплению нейронных связей, что важно для процессов обучения и запоминания. Ученые решили, что повышенное содержание кадгерина в мозге у мышей позволит им значительно быстрее пристраститься к кокаину. Но эксперименты показали обратное.

В своем исследовании ученые ставили эксперименты на двух группах мышей. У животных из первой группы была повышенная экспрессия белка кадгерина, а мыши из второй группы не имели каких-либо отличительных особенностей. В течение нескольких дней ученые делали мышам из обеих групп инъекции кокаина. При этом мыши находились в клетке с тремя отделениями, но только в одном из них животные получали долгожданные уколы.

Затем исследователи перестали давать мышам кокаин и начали вести за ними наблюдения. Оказалось, что мыши из первой группы (с повышенной выработкой кадгенина), вопреки мнению ученых, проводили в отсеке, где им кололи наркотик, в два раза меньше времени, чем мыши из второй группы (обычные). Этот факт доказывал, что повышенный уровень белка кадгерина не способствовал выработке более устойчивой привычки, а, наоборот, ослаблял тягу к наркотику.

Чтобы найти объяснение неожиданному результату, исследователи решили проанализировать ткани мозга генномодифицированных мышей. Ученые обнаружили, что повышенный уровень кадгерина предотвращал миграцию рецепторов из недр нейронов к синаптическим мембранам, что затрудняло передачу импульсов. Открытие ученых объясняет предыдущие исследования, в ходе которых у людей, имеющих проблемы с наркотиками, обнаруживали мутации в гене, который кодирует белок кадгерин.

К сожалению, для борьбы с наркоманией не получится просто повысить выработку белка кадгерина в организме человека, так как это в целом приведет к ухудшению процессов обучения. В настоящее время ученые продолжают свои исследования.