01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Астрономия
15 февраля

Российские ученые смоделировали процесс истечения вещества звезды на белый карлик

Моделирование истечения вещества обычной звезды
V. Lukin, K. Malanchev, N. Shakura, et. al.

Российские ученые разработали компьютерную программу для моделирования истечения вещества обычной звезды — звезды Главной последовательности — на белый карлик. В работе приняли участие исследователи из Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга и физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова совместно с учеными из Института прикладной математики имени М.В. Келдыша (ИПМ) РАН, Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана, Института теоретической и экспериментальной физики имени А.И. Алиханова и Национального исследовательского центра «Курчатовский институт». Результаты своей работы исследователи представили в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

«Нами была разработана компьютерная программа для моделирования истечения вещества обычной звезды на белый карлик. С ее помощью были объяснены наблюдения двойной системы V1239 Her, в которой происходит такое истечение. Было показано, что полученная геометрия аккреционного диска, образовавшегося вокруг белого карлика, позволяет объяснить изменение блеска системы в течение ее орбитального периода», — рассказал один из авторов статьи, специалист отдела релятивистской астрофизики ГАИШ МГУ Константин Маланчев.

Система V1239 Her — это двойная звездная система, которая состоит из обычной звезды Главной последовательности массой примерно в 0,22 массы Солнца и маленького, но более тяжелого (около 0,9 масс солнца) белого карлика — звездного остатка. Сейчас в этой системе идет аккреция (перетекание) вещества с обычной звезды на белый карлик. Эта система демонстрирует себя как катаклизмическая переменная: время от времени наблюдаются вспышки.

«Эта система наблюдается почти с ребра, плоскость ее обращения лежит почти на луче зрения, из-за чего каждый ее орбитальный период мы наблюдаем затмение: большая по объему холодная звезда закрывает от нас горячий белый карлик и окружающий его аккреционный диск», — пояснил Константин Маланчев.

Работа ученых была посвящена трехмерному моделированию течения аккрецирующего газа в этой системе. Струя вещества от обычной звезды попадает в область гравитационного влияния белого карлика (полость Роша) и образует аккреционный диск, в котором вещество двигается к белому карлику и падает на него.

«Особый интерес представляет область взаимодействия струи и диска, которое, по нашему мнению, во многом определяет орбитальную кривую блеска системы (наблюдаемое изменение яркости в течение орбитального периода). В этой системе нас заинтересовало то, что в разные ночи она демонстрировала разные кривые блеска. Мы объясняем это в рамках гипотезы об изменении темпа истечения вещества из звезды-донора», — сказал ученый.

«Мы использовали современный подход к трехмерной газодинамике, расчетная область разбита не на кубики, а на тетраэдры, причем разного размера. Это позволяет добиться высокой точности и избежать ошибок в результатах расчета. В расчете учитывается неполная ионизация вещества в аккреционном потоке, что позволяет точнее описывать физику течения. В дальнейшем разработанную программу планируется использовать для объяснения наблюдений других интересных двойных звездных систем», — заключил Константин Маланчев.