01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Технические науки
3 марта

Роза-киборг стала полноценным электронным устройством

GLady/Pixabay

Шведские ученые, разработавшие первый в мире цветок-киборг в 2015 году, добились того, что их роза получила полную электрическую проводимость. Результаты этих изысканий представлены в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

В 2015 году исследователи из Линчепингского университета (Швеция) представили «электронный цветок»: в настоящую розу ввели синтетический полимер, который проник в ее сосудистую систему, где он со временем «собрался» в длинные цепочки, способные проводить электричество.

Однако выбранный полимер, как оказалось, скапливался в отдельных участках сосудистой системы, и органические «микросхемы» возникали только в некоторых частях растения. Чтобы добиться превращения всего цветка в электронное устройство, ученые разработали новый тип полимера.

Речь идет об олигомере, созданном с помощью бис[3,4-этилендиокситиофен]3-тиофенмасляной кислоты и 3,4-этилендиокситиофена. Его молекулы меньше по размеру, что позволяет им проходить по всей сосудистой системе, от корней до листьев и цветов, и самоорганизовываться в сеть проводящих электричество проводков.

Более того, ученые придумали, как получить источник питания для своей электроники. Клетки растения, отделяющие и изолирующие олигомерные провода, богаты электролитами. Исследователи отмечают, что из них теоретически возможно изготовить суперконденсатор для накопления электроэнергии. Его емкость, как показали эксперименты, доходит до 73 микрофарад, что вполне сопоставимо с параментрами конденсаторов, применяемых в бытовой электронике.