01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Биология
17 марта

У малярийных комаров обнаружен второй «нос» для поиска людей

Wikimedia Commons

Ученые из Университета Вандербильта обнаружили вторую обонятельную систему у самок малярийных комаров, которая помогает им «вынюхивать» людей. Открытие поможет разработать новые способы борьбы с малярийными комарами. С подробностями исследования можно ознакомиться в Scientific Reports.

«Нос» малярийного комара состоит из трех частей: усиков, хоботка и пары ротовых органов, называемых щупальцами. Эти щупальца покрыты крошечными сенсорными волосками, сенсиллами, выполняющиит роль датчиков запахов, которые позволяют самке различать тысячи различных ароматов.

Авторы работы изучили почти 80 обонятельных рецепторов у малярийных комаров Anopheles gambiae. Оказалось, что многие из их обонятельных рецепторов не реагируют на человеческие запахи, которые обнаруживают обычные комары. Тогда исследователи задумались о существовании второй обонятельной системы у самок малярийных комаров.

Исследователи открыли более примитивную обонятельную систему — ионотропные рецепторы, которые Anopheles gambiae использует для обнаружения людей. Ученые подвергли ионотропные рецепторы воздействию различных человеческих запахов и узнали, что вторая обонятельная система активируется в присутствии двух классов соединений, обнаруженных в человеческом поту: карбоновых кислот, выделяющих отличительный запах уксусной кислоты, и производных аммиака, называемых аминами.

Ученые уверены, что результаты исследования помогут разработать эффективные способы борьбы с малярийными комарами.