01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
26 марта

Жидкость сможет двигаться самостоятельно благодаря мозгу коровы

Brandeis University

Вода с растворенными в ней микротрубочками из животных клеток, а также белками кинезинами и молекулами АТФ, самопроизвольно начинает двигаться. Полученная смесь может пригодиться в том случе, когда надо проталкивать жидкость по трубам как в химической промышленности, так и в нефтепереработке. Работа американских ученых опубликована в журнале Science.

Биологи из Брандейского университета (США) догадались использовать находящиеся в любой клетке ингредиенты необычным способом. Они выделили из мозга коровы микротрубочки — пустые цилиндрические образования, благодаря которым клетки могут поддерживать и изменять свою форму, — и добавили к ней два типа молекул: кинезины и аденозинтрифосфат (АТФ). Кинезины — это моторные белки, которые перемещают «грузы» (например, везикулы, митохондрии или хромосомы во время деления) внутри клеток, используя микротрубочки в качестве «дорог». АТФ является основным переносчиком энергии для всех биохимических процессов.

Кинезин может соединить две параллельные микротрубочки и начать движение, используя АТФ. Разные концы кинезина перемещаются при этом в разные стороны. Когда микротрубочка заканчивается, структура разваливается, но не на долго, так как в растворе достаточно молекул для продолжения реакции. Коллективное действие многих таких реакций вызывает вихревые движения. Ученым удалось подобрать условия для создания «когерентного потока», когда окружающая жидкость также приходила в движение.