01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Биология
4 апреля

Дайвер нашел первую в Европе пещерную рыбу

Усатый голец
Michal Maňas/Wikipedia Commons

В одной из затопленных пещер на юге Германии дайвер-любитель обнаружил усатого гольца — первую из пещерных рыб, найденных на территории Европы. Об этом ученые рассказали в журнале Current Biology.

Генетический анализ, а также знания о геологической истории региона позволяют предположить, что рыбка появилась примерно 20 тысяч лет назад, после того как отступили ледники, и система пещер стала пригодна для обитания. За небольшой по меркам эволюции срок животные успели адаптироваться к пещерной жизни: их глаза уменьшились, а окраска почти исчезла. Кроме того, у них более длинные усы и крупные ноздри, чем у их сородичей, обитающих в открытых водоемах.

«Место, где нашли пещерную рыбу, находится удивительно далеко к северу. Ранее считалось, что оледенения в период плейстоцена не должны были позволить рыбе распространиться далеко на север», — рассказал один из авторов работы, биолог из Констанцского университета Джаминка Берманн-Годел.

Биологи предполагают, что адаптация к жизни в пещере занимает не очень много времени — несколько тысячелетий. Ученые намерены продолжить изучение рыб, в том числе и с помощью генетического анализа, и наблюдать за их поведением. Все это может рассказать о начале адаптации животных к обитанию в пещере.