01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Биология
8 апреля

Генетики объяснили полосатое оперение кур

Hervé Ronné, Ecomusée du pays de Rennes

Ученые выяснили, что две мутации, влияющие на функционирование CDKN2A – гена-супрессора опухолевого роста, связанного с меланомой у человека, – определяют полосатое оперение кур. Свои выводы ученые из Уппсальского университета изложили на страницах PLOS Genetics.

Полосатое оперение характерно для наследования, сцепленное с полом – наследования какого-либо гена, находящегося в половых хромосомах. У кур такое наследование связано с Z-хромосомой.

«Наши данные показывают, что наследование, сцепленное с полом, связано с двумя независимыми мутациями, которые действуют вместе. Одна из них, регуляторная мутация, увеличивает экспрессию CDKN2A. Другая изменяет последовательность белка и делает белок менее функционально активным. Мы уверены, что обе мутации влияют на наследование, сцепленное с полом. Например, мы изучили курицу с одной лишь регуляторной мутацией, и у нее было очень бледное оперение со слабыми темными полосками. В этом эволюционном процессе сначала происходит регуляторная мутация, а затем мутация, влияющая на структуру белка», – сообщил автор исследования Лейф Андерссон.

CDKN2A является геном-супрессором опухоли, который регулирует процессы деления и выживания клеток. Мутации, которые инактивируют CDKN2A, связаны с образованием меланом у людей.

«Вариант гена, лежащий в основе наследования, сцепленного с полом, имеет противоположный эффект по сравнению с мутациями, вызывающими меланому у людей. Этот вариант гена делает CDKN2A более активным, приводит к дефициту пигментных клеток и вызывает появление белых полос во время оперения. Удивительно, но большинство кур-несушек несут эти мутации в гене-супрессоре опухоли», – отметил Андерссон.