01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Биология
14 апреля

Голландские ученые узнали, как бактерии «разговаривают» с грибами

Почвенный гриб Fusarium «общается» с почвенной бактерией
Heike Engel/21 Lux photography

Исследователи из Нидерландского института экологии выяснили, что два различных типа микроорганизмов — бактерии и грибы — используют терпены, чтобы общаться. Результаты работы представлены в журнале Scientific Reports.

Терпены — это летучие органические соединения класса изопреноидов. Эти соединения обнаружены практически во всех растениях, они присутствуют в выделениях насекомых и в продуктах жизнедеятельности некоторых бактерий и грибов. Ученые считают, что терпены — самые популярные химические сигналы, с помощью которых различные организмы общаются между собой.

С помощью анализа экспрессии генов исследователи обнаружили, что почвенные бактерии рода Serratia могут чувствовать пахучие терпены, которые выделяют грибы рода Fusarium. В ответ на сигнал, полученный от грибов, бактерии также начинают вырабатывать терпены.

У животных терпены играют роль феромонов: с помощью этих пахучих веществ они привлекают половых партнеров. Ученых интересует, насколько широко распространен этот «язык запахов» в живом мире. Например, известно, что грибы Fusarium часто поражают растения. В своих следующих исследованиях ученые планируют выяснить, могут ли они тоже общаться растениями с помощью терпенов.