01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Медицина
19 апреля

Обнаружен белок, ответственный за пробуждение иммунитета

NIAID

Исследователи из Люксембургского института здоровья нашли белки-«мусорщики», которые влияют на работу иммунитета: если эти белки не вырабатываются, то иммунные клетки не «просыпаются» в ответ на инфекцию. Результаты работы опубликованы в журнале Immunity.

Команда ученых обнаружила ранее неизвестный механизм, с помощью которого иммунная система активизирует Т-лимфоциты — белые кровяные клетки, защищающие организм от чужеродных веществ.

Иммунная система существует в равновесии: гиперактивный иммунный ответ может привестит к аутоиммунным заболеваниям, а слишком слабый не сможет противостоять инфекциям. Иммунные клетки, такие как Т-лимфоциты, как правило, находятся в спящем режиме — потребление энергии сведено к минимуму. Но, когда эти клетки встречаются с микробами, их метаболизм активизируется, чтобы они смогли защитить организм. Повышенный обмен веществ, в свою очередь, приводит к образованию отходов метаболизма: активных форм кислорода и свободных радикалов, которые в больших количествах токсичны для клеток.

Когда концентрация этих отходов становится критической, Т-лимфоциты «зовут на помощь» антиоксиданты, чтобы те нейтрализовали свободные радикалы. В своей работе ученые обнаружили, что антиоксидант глутатион, кодируемый геном GCLC, не только помогает Т-клеткам избавляться от отходов, но и контролирует их работу.

В своем исследовании ученые использованы генетически модифицированных мышей, у которых в Т-лимфоцитах отсутствовал глутатион. Оказалось, что такие мыши имели слабый иммунитет и не могли противостоять вирусам. Также эти мыши с «выключенным» геном GCLC не страдали аутоиммунными заболеваниями, например рассеянным склерозом. По словам ведущего автора статьи, без глутатиона Т-лимфоциты остаются в «спячке»: они плохо реагируют на инфекции, но и не вызывают аутоиммунной реакции.

Исследователи считают, что их открытие поможет в разработке новых лекарств от рака и аутоиммунных заболеваний.