01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Биология
21 апреля

Генетики: «память» об окружающей среде передается на 20 поколений

Червь C. elegans
Adam Klosin, CRG

Испанские ученые обнаружили, что воздействие окружающей среды передается генетически на протяжении многих поколений. К такому выводу генетики пришли, изучив червей C. elegans — носителей цепочки копий гена, кодирующего флуоресцентный белок. Эту цепочку ввели в геном животного методами генной инженерии. Об открытии сообщается в журнале Science.

Когда нематод содержали при температуре 20 градусов по Цельсию, цепочка трансгенов была менее активной, создавая только небольшое количество флуоресцентного белка. Однако нагревание среды до 25 градусов изменило их, заставив червей ярко светиться под ультрафиолетом. Даже после возвращения к исходной температуре активность трансгенов не снизилась, указывая на то, что они «запомнили» опыт жизни при повышенной температуре.

Более того, высокий уровень активности передавался на семь поколений вперед. А когда нагретую среду сохраняли в течение жизни пяти поколений, активность трансгенов передалась как минимум на 14 поколений. Эти сроки — наиболее длительные из всех, что когда-либо наблюдались у животных.

Исследователи обратили внимание на то, что повторяющиеся элементы немодифицированного генома C. elegans, похожие на цепочки трансгенов, ведут себя аналогичным образом. Видимо, обнаруженный механизм генетической памяти не ограничивается искусственно измененными участками. «Мы точно не знаем, почему так происходит. Возможно, это форма биологического планирования», — отметил соавтор статьи Адам Клосин.