01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Биология
11 мая

Палеонтологи оцифровали редкий след мертвого аммонита

Dean Lomax/University of Manchester

Палеонтологи построили цифровую модель редчайшей окаменелости — мертвого аммонита, который оставил за собой видимый след длиной в 8,5 метра. Об этом сообщается в журнале PLOS One.

«В палеонтологической летописи крайне редко встречаются следы одновременно с животными, оставившими эти следы, особенно если речь идет о следах движения по морскому дну», — заявил соавтор статьи Дин Ломакс из Манчестерского университета.

Обычно такие окаменелости называются мортихниями — следами последних моментов жизни организма. Однако аммонит, обнаруженный под Зольхофеном в Германии (в тех же каменоломнях, где в XIX веке нашли археоптерикса) не относится к категории мортихний: свой след животное оставило уже после смерти, перемещаясь по дну в процессе разложения.

Ломакс и его коллеги оцифровали следы аммонита методом фотограмметрии: они сделали сотни снимков окаменелости с разных углов и затем по этим фотографиям построили трехмерную модель.

В начале пути ширина следа составляет всего 5,7 миллиметра. Видны только две бороздки, сделанные раковиной аммонита. Затем след становится все шире, и со временем видны уже отпечатки 18 «гребней» раковины. По мнению ученых, сначала аммонит сохранял плавучесть (из-за скопившихся в раковине газов разложения), а потом опускался все ниже и все сильнее давил на песчаное дно. Его, скорее всего, несло течение, постоянное, но не настолько сильное, чтобы возмутить песок под раковиной.