01
А
Астрономия
02
Б
Биология
03
Г
Гуманитарные науки
04
М
Математика и CS
05
Мд
Медицина
06
Нз
Науки о Земле
07
С
Сельское хозяйство
08
Т
Технические науки
09
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Математика и Computer Science
19 мая

Действующие «от балды» роботы помогают людям быстрее решить сложные проблемы

vloveland/Pixabay

Действующие случайным образом роботы способны помочь решить проблемы, связанные с работой в коллективе. К такому выводу пришли ученые из Йельского университета, авторы статьи в журнале Nature.

Хотя играть в игру с непредсказуемо ведущими себя участниками, казалось бы, нелегко, добавление компьютерных акторов в онлайн-игру (принимающих случайные решения) более чем вдвое сократило время, необходимое людям для решения проблемы.

Исследователи наняли на краудсорсинг-платформе Mechanical Turk четыре тысячи добровольцев и попросили их сыграть в онлайн-игру. Каждый человек получил одну из 20 локаций, они же узлы в сети. Игроки выбирают из трех цветов, их цель — сделать так, чтобы каждый узел отличался по цвету от узла их непосредственных соседей. Более того, они видят только свой и соседние узлы, то есть не могут оценить, насколько успешно задача решена на стратегическом уровне. Такая игра моделирует ряд реальных проблем, где локальное решение расходится с глобальным: борьбу с глобальным потеплением или координацию между различными подразделениями крупной корпорации.

К людям ученые добавили ботов, решающих ту же задачу — свести к минимуму цветовые «конфликты» с соседями. Однако часть ботов настроили на создание шума — случайных решений по выбору цвета. Одни из них выдавали шум в 10% случаев, другие — в 30%. Кроме того, ученые экспериментировали с размещением ботов в локациях разного типа: в центре, где больше связей с другими узлами, или на периферии.

Оказалось, что «шумящие» на 10% боты, помещенные в центральных узлах, помогали людям решить проблему на 55,6% быстрее (чем в играх с участием одних только людей). «Боты заставили людей изменить манеру взаимодействия с другими игроками. Это создавало положительный эффект домино, достигающий самых дальних локаций. Фактически боты взяли на себя обучающую функцию», — рассказал руководитель проекта Никлас Христакис.

Однако тридцатипроцентный шум давал уже обратный эффект — слишком много конфликтов при принятии решений людьми замедляло решение проблемы. Кроме того, отсутствие «случайного выбора» со стороны ботов также снижало эффективность: ликвидация случайных решений из игры приводила к неразрешимым конфликтам между игроками.

«Наше исследование указывает на альтернативный путь внедрения искусственного интеллекта в общество. "Тупой ИИ" (в смысле следующий простейшим правилам) будет не заменять человека в различных формах коллективной работы — от экономики шеринга до гражданской науки, — а помогать ему. Мы не хотим создать новый AlphaGo или Watson. Ботам не нужно быть очень умными и самим решать сложные задачи — им просто надо помогать людям находить решения коллективно», — заявил Христакис.

Комментарии

Все комментарии
Обсуждаемое