01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Астрономия
19 мая

Ландшафт Титана оказался скорее марсианским, чем земным

Титан
Wikimedia Commons

Геологическая история богатой углеводородами поверхности Титана (крупнейшего спутника Сатурна) больше похожа на марсианскую, чем на более динамичную геологию Земли. Об этом сообщается в журнале Science.

Исследователи из Массачусетского технологического института изучили географию русел «рек» на поверхности трех небесных тел: Титана, Марса и Земли. Оказалось, что рельеф спутника больше всего напоминает марсианский.

Русла рек четко указывают на эволюцию топографии планеты. На нашей планете движение тектонических плит постоянно «перестраивает» ландшафт, вздыбливая земную кору и создавая горы. В результате реки вынуждены обходить препятствия, прокладывая себе новые маршруты к океанам. На Марсе, напротив, ландшафт сформировался главным образом ударами многочисленных метеоритов (кратеры и вулканы), и на русла рек на поверхности Красной планеты тектоника плит не влияла.

B0c4ffd07ac41a573f69f9f70fe9eb3d51f0183b
Слева — ландшафт Марса, в центре — Земли, справа — Титана
Benjamin Black, adapted from images from NASA Viking, NASA/Visible Earth, and NASA/JPL/Cassini RADAR team.

Если судить по связи между течением древних рек и рельефом местности, реки Титана больше похожи на древние марсианские реки. Это означает, что на спутнике Сатурна тектоническая активность давно прекратилась. Ранняя же топография Титана, скорее всего, формировалась под влиянием связанных с Сатурном приливов и отливов, меняющих плотность льда под поверхностью спутника.

Ранее ученые обращали внимание на общие черты Титана и Земли: плотную атмосферу и жидкие моря. Круговорот метана на Титане также напоминает круговорот воды на Земле. Вода испаряется в атмосферу, конденсируется в облака и проливается на почву, питая реки, несущие воду в океаны, а на спутнике Сатурна ту же роль играет метан. Теперь, как выяснили планетологи, сходство с Землей ограничивается атмосферой Титана: эволюция топографии спутника ближе к марсианской.