01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Биология
25 мая

Биологи выяснили, как находят дорогу слепые пещерные рыбки

Рыбка Astyanax mexicanus
Andrew Higley/UC Creative Services

Американские биологи из Университета Цинциннати объяснили, каким образом удается ориентироваться в пространстве живущей в полной темноте рыбке Astyanax mexicanus. Оказалось, что в этом ей помогает асимметрия черепа. Исследование опубликовано в журнале PLOS ONE.

«Им [рыбкам] удалось заселить территорию с по-настоящему экстремальными условиями. Они находятся в темноте всю жизнь и все же сумели выжить и сохранить вид, — рассказал один из авторов работы, магистрант Университета Цинциннати Аманда Пауэрс. — В ходе эволюции они изменили свой метаболизм и структуру черепа, усовершенствовали свои органы чувств. И теперь способны жить в условиях, где большинство животных не могут».

Astyanax mexicanus не только слепы, но и полностью утрачивают свои редуцированные глаза по мере взросления. Кости, составляющие глазницу, деформировались, а на месте самих глаз остался слой жировой ткани, покрытой той же серебристой, почти просвечивающей чешуей, что и все тело.

Изученные биологами рыбки рождаются похожими на их симметричных и зрячих сородичей, обитающих в озерах на поверхности, но по мере взросления их череп становится асимметричным, утяжеленным с левой стороны. Вместе с тем изменяется и поведение рыб: они начинают плавать по кругу, против часовой стрелки, изучая свое окружение.

«Мы еще не исследовали подробно, почему так происходит. Мы бы хотели получить больше информации о генетике и особенностях развития, которые лежат в основе этих необычных признаков», — заметила один из авторов работы, магистрант Университета Цинциннати Шейн Каплан.