01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Биология
25 мая

У муравьев нашли «детский лепет»

Pexels/Pixabay

Исследователи муравьиного языка обнаружили у молодых муравьев стадию лепета. Проведенные биологами Новосибирского государственного университета эксперименты показали, что молодые насекомые общаются иначе, нежели взрослые. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Journal of Comparative Psychology.

Известно, что муравьи «разговаривают» с помощью движений антенн-усов и способны передавать информацию. Ученые задались вопросом: находятся ли появившиеся на свет муравьи на некоторой начальной стадии развития языка, условно говоря, стадии «лепета»?

В экспериментах, проходивших в лаборатории мирмеколога Жанны Резниковой, исследователи попарно помещали в чашку Петри членов одной муравьиной семьи вида Myrmica rubra в разных сочетаниях. Оказалось, что муравьи, встретившись, охотно контактируют друг с другом. Однако взрослый муравей, встретив взрослого, лишь мимолетно касается его антеннами. Таких контактов может быть много в течение сеанса наблюдений, но они, как правило, остаются краткими. Совсем по-иному ведут себя взрослые муравьи, встретившись с юной особью. Почти все время они проводят рядом с «ребенком», постоянно поглаживая и ощупывая его.

Молодые насекомые в среднем в 4—6 раз дольше контактировали с партнером, независимо от того, взрослый это был или такой же молодой. Контакты между двумя взрослыми муравьями в среднем длились 3 секунды, в то время как между молодыми ― 13-18 секунд. «Движения антенн у молодых муравьев замедленны, неуклюжи и как бы расфокусированы. Они могут одной антенной «общаться» с партнером, а другой ощупывать субстрат и вообще исследовать пространство. По впечатлению, процесс освоения муравьем собственных антенн напоминает то, как маленький слоненок учится использовать собственный хобот», ― отмечает Резникова в пресс-релизе НГУ, поступившем в редакцию Indicator.Ru.

Ученые назвали эту стадию «лепетом», по аналогии с этапом в развитии речи, который проходят все человеческие существа и зафиксированным при развитии коммуникации у некоторых других высоко социальных видов животных.