01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Гуманитарные науки
26 мая

Древние земледельцы и охотники-собиратели имели общих детей

Gruban/Wikimedia Commons

Охотники-собиратели и земледельцы в истории человечества были не двумя отдельными группами или стадиями развития — судя по ДНК древних обитателей территории Румынии, все они жили по соседству, имели сексуальные контакты и детей друг от друга. Об этом открытии сообщается в журнале Current Biology.

Неолитическая революция, или переход к сельскому хозяйству и стабильному производящему хозяйству, давно является дискуссионным вопросом в антропологии. Обычно считается, что неолитическая революция шла двумя путями: благодаря миграциям земледельцев или «миграции» их навыков и практик. На западе Европы, судя по археологическим данным, реализовался второй путь, на востоке — первый. Авторы нового исследования выбрали Румынию, так как ее территория находится на границе двух зон.

Ученые работали с геномами четырех древних людей, живших в промежутке 8800 и 5400 лет назад. В качестве сопоставительного материала они привлекли два генома эпохи мезолита. Анализ ДНК показал, что древние жители Румынии в значительной степени были потомками охотников-собирателей Западной Европы, но и генов земледельцев (пришедших с Ближнего Востока) у них нашлось немало.

«Контакты между этими группами выходили за пределы простых торговых обменов. По территории Европы прошел градиент: чем восточнее и севернее, тем более интенсивными были половые контакты. О причинах такого градиента пока остается только гадать. Возможно, встречаясь с более чуждыми для них природно-климатическими условиями, земледельцы были вынуждены обращаться за помощью и советом к местным жителям. Эти контакты со временем становились еще более тесными», — объясняет руководитель исследования Микаэль Хофрайтер (Потсдамский университет).

То есть версия об истреблении более организованными и многочисленными земледельцами охотников-собирателей оказывается очень упрощенной, подчеркивают ученые.