01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Биология
6 июня

Биологи нашли рыб с самосмазывающимися губами

Victor Huertas and David Bellwood

Рыба лабрихт (Labropsis australis) в ходе эволюции приобрела уникальную особенность для питания коралловыми полипами: множество складок ее больших губ выделяют специальную слизь, благодаря которой рыба не боится стрекательных клеток кораллов и острых краев их известкового скелета. Описание открытия опубликовано в журнале Current Biology.

Коралловых полипов трудно есть, поэтому большинство взаимодействующих с ними рыб использует рифы только в качестве укрытия от хищников. Однако есть виды, научившиеся ими питаться. Labropsis australis относится к семейству губановых, для многих видов которого характерны выпирающие зубы, напоминающие клюв. Однако у данного вида есть продолговатые толстые губы, которые позволяют лабрихтам втягивать защитную слизь кораллов.

2b61323331a1ca7ff4992950b4a3f2c9fd886327
Различие в строении губ Coris galmard и Labropsis australis
Victor Huertas and David Bellwood

В новой работе ученые изучили ротовой аппарат этой рыбы под сканирующим электронным микроскопом и обнаружили множество складок, формирующих каналы на поверхности губ, чем-то напоминающие расположенный на нижней частя шляпки рисунок гименофор грибов (часть плодового тела гриба, на поверхности которой располагается тонкий спороносный слой). Железы в этих канавках выделяют слизь, защищающую рыбу от стрекательных клеток. «Мы никогда не видели ничего подобного, — говорит соавтор Дэвид Беллвуд из австралийского Университета Джеймса Кука. — Самосмазывающиеся губы! Кто бы мог подумать».

Эти рыбы принадлежат к естественной части экосистемы рифов, они могут помогать коралловым полипам избавляться от поврежденных или больных тканей, но они также могут стать и переносчиками заболеваний. Их роль можно сравнить с пиявками или комарами.