01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Математика и Computer Science
16 июня 2017

«Машина времени» заканчивает распознавание миллионов венецианских документов

Вид на побережье в Сан-Марко, Венеция
Michele Marieschi

Ученые завершают масштабный проект по оцифровке архивов Венецианской республики за тысячу лет ее существования. Речь идет не просто о сканировании — алгоритмы машинного обучения позволят вести поиск и находить биографические и иные взаимосвязи внутри полученной информации. Кратко о проекте Venice Time Machine сообщает Nature News.

Проект запустился в 2012 году. Оборудование ученых обрабатывает не только сотни тысяч документов (от полицейских рапортов и писем послов до счетов и расписок), многие из которых никогда не были изучены историками, но и живопись. В ближайшие годы сканеры проекта будут усилены технологией компьютерной томографии, благодаря которой содержимое ветхой книги можно будет распознать, не раскрывая ее. Пока исследователи из Федеральной политехнической школы Лозанны работают с химическим составом средневековых чернил, пытаясь определить нужные молекулы, способные стать рентгеноконтрастными веществами.

В случае успеха Венеция окажется лишь первой ласточкой. Аналогичные «машины времени» планируют запустить и в других европейских городах с большими архивами. Первый кандидат — Амстердам, величайший торговый центр Запада раннего Нового времени (XV-XVIII вв.). Сопоставление венецианских и амстердамских архивов только по именам купцов даст в руки историков мощный инструмент реконструкции экономической истории Европы.