01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Биология
19 июня

Анализ ДНК рассказал об истории одомашнивания кошек

MichaelGaida/Pixabay

Международная группа исследователей воспользовалась анализом ДНК, чтобы выяснить, какой именно вид диких кошек одомашнили жители Ближнего Востока и Египта около десяти тысяч лет назад и какими путями домашние кошки распространились в другие регионы. Результаты исследования описаны в журнале Nature Ecology and Evolution.

Известно пять видов диких кошек, и различить их по строению скелета практически невозможно. Авторы работы изучили ДНК найденных на раскопках останков (костей, зубов, кожи и шерсти) более 200 кошек, возраст которых оценивается в 100-9000 лет.

Анализ показал, что все домашние кошки происходят от диких кошек Felis silvestris lybica, обитающих на севере Африки и на Ближнем Востоке. Кошек одомашнили земледельцы около десяти тысяч лет назад. Возможно, животных привлекали грызуны, обитавшие рядом с жилищем человека. Люди были не против кошек, оберегавших запасы зерна, и постепенно те привыкли жить с людьми. Ученым также удалось установить, что в древности были намного более распространены полосатые кошки, как это и изображается на фресках. Пятнистые кошки стали распространяться лишь в Средние века.

При переселениях земледельцы брали домашних кошек с собой, и так они расселялись по Европе и другим регионам, с которыми торговал Египет. Их брали и на корабли, отправляющиеся в юго-западные регионы Азии, Африку и Европу. Останки кошек, происходивших из Египта, находили даже на берегах Балтийского моря.

«До сих пор непонятно, однако, были ли египетские кошки потомками привезенных с Ближнего Востока, или же в Египте был второй очаг их одомашнивания. Дальнейшие исследования смогут прояснить это», — надеется один из авторов статьи, археолог и генетик из Левенского католического университета Клаудио Аттони.