01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Науки о Земле
20 июня

Начало эре динозавров положили массовые извержения вулканов

Wikimedia Commons

Мощные извержения вулканов положили начало триасово-юрскому вымиранию, после которого широко распространились динозавры. Новое подтверждение этой версии получили авторы статьи в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Триасово-юрское вымирание, одно из крупнейших в истории Земли, произошло примерно 200 млн лет назад и является одним из пяти крупнейших экологических катастроф в фанерозое (за последние 540 млн лет). Экологические ниши, освободившиеся после исчезновения многих видов животных, заняли динозавры, ранние млекопитающие и земноводные. Вымирание часто связывают с повышением уровня углекислого газа в атмосфере, но вопрос о том, что его вызвало, открыт.

Авторы исследования постарались проследить связь между ростом уровня углекислоты, вызываемым извержениями, и окончанием триасового периода. Им удалось связать вулканизм с ранее изученными выбросами углекислого газа, которые приводили к значительным изменениям климата.

Вулканизм – главный природный источник ртути. Она выделяется при извержении как вулканический газ. Поэтому пик содержания ртути в осадочных породах может появиться только в результате крупных магматических событий. Связь вымираний с концентрацией ртути в осадочных горных породах была замечена и раньше на примере крупных вымираний (пермо-триасового, неформально именуемого как The Great Dying, и мел-палеогенового).

Чтобы доказать найденную связь, авторы работы оценили содержание ртути в шести образцах породы из слоя триасового периода из Великобритании, Австрии, Аргентины, Гренландии, Канады и Марокко. Образцы были отобраны из осадочных горных пород, образовавшихся 200 млн лет назад как на суше, так и в океанической обстановке. В пяти образцах осадочных пород, сформировавшихся в периоды вулканизма, содержание ртути оказалось повышенным, что подтверждает связь содержания ртути в осадочных породах с вулканической активностью.