01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Гуманитарные науки
27 июня

Человек способен заметить мельчайшие отличия предмета от фона

Jürgen & Christine Sohns/ Global Look Press

Люди различают объекты, которые почти сливаются с фоном, даже если отличия находятся на границе чувствительности человеческого глаза, выяснили ученые из Техасского университета в Остине, опубликовавшие статью в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Авторы исследования изучили три основных свойства фона, которые влияют на заметность объекта на нем: освещенность, контрастность и схожесть рисунков на объекте и фоне.

В ходе экспериментов ученые проанализировали способность человека различать объекты на фотографиях природы и обнаружили, что предсказать «различимость» объекта можно исходя из физических характеристик предмета и фона. Также они установили, что в большинстве случаев для того, чтобы заметить предмет, достаточно минимальных различий с фоном — таких, которые находятся на границе чувствительности человеческого глаза.

«У этих результатов есть много потенциальных областей применения. Например, рентгеновские снимки очень сложные, как и природное окружение, которое подталкивало эволюцию зрительной системы человека. Поэтому законы восприятия изображений природы могут помочь предсказать, когда врачу будет трудно заметить подозрительные объекты на снимке», — рассказал один из авторов работы, профессор Техасского университета Уилсон Гейслер.

73527cb44ec8586de0321e244f492efe50585a51
В центре каждого из представленных изображений находится рисунок из полос, однако, в верхнем ряду он виден намного хуже. Этот пример показывает три основных свойства фона, влияющих на человеческое восприятие: освещенность, контрастность и подобие с формой и ориентацией объекта.
pnas.org