01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Астрономия
29 июня

В мерцании квазаров могут быть виноваты горячие звезды

Глобулы рядом с умирающей звездой в туманности Улитка
NASA Blueshift/Flickr

Квазары мерцают из-за горячих звезд, располагающихся недалеко от Солнца. Такой вывод сделал австрало-американский коллектив ученых, который своей работой надеется внести ясность в проблему, не находившую решения в течение 30 лет. Статья опубликована в издании The Astrophysical Journal.

Квазары — это чрезвычайно яркие астрономические объекты, светящиеся в различных диапазонах длин волн. Астрономы считают квазары активными ядрами галактик. Они находятся на больших расстояниях и поэтому почти неотличимы от точечных источников излучения. В 80-х годах астрономы заметили, что яркость квазаров меняется со временем, то есть они «мерцают». В большинстве случаев яркость изменяется незнчительно, но в некоторых случаях, как у квазара PKS 1322–110, изменение происходит с большой амплитудой.

Ученые давно подозревали, что мерцание квазаров связано с находящимися между источником и наблюдателем потоками вещества подобно тому, как атмосферные потоки вызывают мерцание звезд. Однако, где находятся ответственные за переменность квазаров объекты и какова их конкретная природа, понятно не было. Авторы обратили внимание на то, что два известных квазара с большой переменностью — PKS 1322–110 и J1819+3845 — находятся на небе рядом с горячими звездами: Спикой и Вегой соответственно. Дальнейшее изучение показало, что это не случайность.

«У нас есть детальные наблюдения двух этих источников, — говорит соавтор работы Хейли Бигналл из австралийского Государственного объединения научных и прикладных исследований (CSIRO). — Они показывают, что мерцание вызвано продолговатыми тонкими структурами». Коллектив предполагает, что каждая горячая звезда окружена потоками теплого газа, ориентированными радиально относительно светила, наподобие хорошо видимых в туманности Улитка глобул.

В центре Улитки находится умирающая звезда, и астрономы предполагали, что глобулы появились на одном из последних этапов ее жизни. Однако авторы новой работы выдвигают гипотезу, что такие образования могут встречаться около молодых звезд и даже предшествовать их формированию. Так как они излучают очень слабо, их вполне могли не замечать ранее. Теперь авторы нового исследования намерены направить все усилия на их поиск.