01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Биология
4 июля 2017

От гибели динозавров больше всего выиграли лягушки

Alexas_Fotos/Pixabay

Большинство (88%) современных видов лягушек обязано своим появлением удару астероида (или кометы), погубившему динозавров. К такому выводу пришли авторы новой статьи в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Эти выводы можно назвать сенсационными, ведь раньше считалось, что всплеск видового разнообразия лягушек и жаб произошел на 35 миллионов лет раньше, в середине мезозоя. Однако эта датировка была основана на митохондриальной ДНК, которая нередко «удревняет» результаты. Палеонтологи давно заподозрили, что 100 миллионов лет назад — это странное время для резкого скачка видового разнообразия, так как тогда биосфера находилась на относительно стабильном этапе развития.

Новый анализ 95 генов особей, относящихся к 44 из 55 ныне живущих семейств, показал, что они «отпочковались» от трех групп, переживших массовое мел-палеогеновое вымирание: Hyloidea, Microhylidae, and Natatanura. Именно тогда лягушки и жабы смогли быстро распространиться по планете, занимая освободившиеся после вымирания экологические ниши (в частности, начали жить на деревьях, где было легче прятаться от хищников).

Всего 10 групп лягушек и жаб пережили вымирание, но только от трех «отпочковалось» множество родов и видов, заселивших весь мир. Две группы — уроженцы Африки, не тронутой геологическими катаклизмами кайнозоя, одна — (будущей) Южной Америки. Почему именно эти три, определилось исключительно игрой случая, подчеркивают ученые из Университета Флориды и Университета Техаса в Остине, работавшие вместе с коллегами из Университета Сунь-Ятсена.