01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Медицина
7 июля

Генная терапия поможет вылечить гипертонию

Angelika Maroch / CHROMORANGE/Global Look Press

Ученые Новосибирского национального исследовательского государственного университета совместно с коллегами из институтов СО РАН (Институт химической биологии и фундаментальной медицины, Институт цитологии и генетики, Институт катализа) смогли понизить давление у крыс с артериальной гипертонией (с хронически повышенным артериальным давлением) с помощью метода генной терапии. Артериальное давление существенно снижалось и оставалось стабильным на протяжении двух-трех недель после одноразовой инъекции или ингаляции. Исследования поддержаны грантом Российского научного фонда и опубликованы в журнале Biochemistry.

Гипертоническая болезнь является самым распространенным заболеванием сердечно-сосудистой системы. В России от этого заболевания страдают свыше 40% мужчин и женщин, вынужденных ежедневно принимать понижающие давление лекарства, однако все препараты против гипертонии имеют ряд побочных эффектов. Поэтому ученым важно разработать новые методы лечения этого заболевания. Особенно актуальным является поиск подходов к воздействию на генетическую причину заболевания. В новом исследовании ученые использовали для этой цели олигонуклеотиды — короткие фрагменты ДНК, получаемые путем химического синтеза.

«Нанокомпозиты, которые мы использовали, содержат ДНК-фрагменты, направленные на определенные гены, участвующие в развитии гипертонии. Оказалось, что введение в брюшную полость или ингаляция этих препаратов понижает артериальное давление, причем на довольно длительный срок, две-три недели, в отличие от стандартных препаратов, которые надо принимать каждый день. Особенно привлекателен путь ингаляции: одноразовое использование небулайзера в течение 30 минут может понизить давление на две недели», — сообщила руководитель проекта, кандидат химических наук, старший научный сотрудник Новосибирского государственного университета Ася Левина.

В своей работе ученые использовали в качестве модели крыс линии НИСАГ (ISIAH), которая была получена в Институте цитологии и генетики СО РАН в результате многолетней селекции на повышение артериального давления при действии мягкого эмоционального стресса. В организм экспериментальных крыс вводили нанокомпозиты, состоящие из наночастиц диоксида титана и олигонуклеотидов, способных блокировать ключевые для развития гипертонии гены.

Результаты эксперимента оказались перспективными для дальнейших испытаний. «Это первый этап исследования, который показал, что в принципе наш подход работает», — добавила Ася Левина.

Автор — Николай Козин