01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Науки о Земле
16 июля

Потепление усилит «неравенство» среди экосистем

Jacob Miller

Глобальное потепление приведет к тому, что в крупных экосистемах будет обитать больше видов, чем сейчас, а в мелких — меньше. К такому выводу, хотя и с некоторыми ограничениями, пришел коллектив немецких, американских и румынских биологов, опубликовавший работу в журнале Science Advances.

Авторов статьи интересовало, как скажется на биоразнообразии глобальное потепление: приведет ли оно к сокращению числа видов, его росту или общее их количество останется тем же. Чтобы найти ответ на этот вопрос, ученые провели эксперимент. Они выделили 30 участков луга в Миннесоте, некоторые из которых засеяли одним видом растений, а другие — несколькими (до 16 различных растений). После этого луг нагревали с помощью ламп, добиваясь повышения температуры на 3°С.

Биологи наблюдали, как рост температуры влияет на разнообразие круглых червей, нематод, живущих в почве и служащих пищей для многих других видов животных. Они установили, что на участках с одним видом растений (монокультурных) разнообразие нематод снизилось, однако на участках с несколькими видами, напротив, выросло.

Однако у этого правила есть существенное ограничение: хотя число видов нематод увеличивалось, они оказывались более близкими друг другу и более схожими. Причина этого, по словам авторов работы, заключается в том, что выжившие виды были «отобраны» по одному признаку — способности адаптироваться к повышению температуры.