01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Медицина
19 июля 2017

Бактерии и люди защищаются от вирусов одинаково

Vossman/Wikimedia Commons

Ученые из Цюрихского университета обнаружили механизм, с помощью которого бактерии защищают себя от вторжений вирусов. Когда бактериальная иммунная система становится перегруженной, система CRISPR-Cas воспроизводит химический сигнал, который активирует фермент и помогает разрушить генетический материал вирусов. Похожим образом действует и иммунная система человека. Исследование было опубликовано в журнале Nature.

CRISPR-Cas — своеобразная антивирусная система, которая идентифицирует вирус с помощью белков Cas1 и Cas2. РНК CRISPR распознают генетический материал «захватчика», а белки расщепляют его, как молекулярные ножницы.

Ученые обнаружили, что, когда система распознает вирус, она также синтезирует небольшую кольцевую молекулу РНК. Эта сигнальная молекула может проникнуть в бактериальную клетку и активировать фермент под названием Csm6, который затем помогает разрушить РНК вируса.

В ходе работы исследователи смогли выявить беспрецедентный защитный механизм бактерий. Кроме того, обнаруженный бактериальный защитный механизм продемонстрировал некоторые неожиданные сходства с противовирусным механизмом, который действует во врожденной иммунной системе человека.