01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Медицина
21 июля 2017

Найдены генетические причины шизофрении

Public Domain Pictures

Ученые выяснили, как генетические дефекты повреждают клетки глии (вспомогательные клетки нервной ткани), что приводит к множеству психических заболеваний, в том числе шизофрении. Новое исследование опирается на эксперименты, в ходе которых мозги мышей «заселили» нейроглиальными клетками человека. Об этом сообщается в журнале Cell.

Мозг человека на стадии эмбриона формируется частично благодаря особому типу стволовых клеток — клеткам-предшественникам. Именно они превращаются в клетки глии (астроциты и олигодендроциты). В ходе исследования выяснилось, что определенные генетические дефекты приводят к болезням клеток-предшественников, что, в свою очередь, влияет на созревание клеток глии. По этой причине олигодендроциты хуже вырабатывают миелин — слой жировой ткани, формирующий оболочку нервных волокон. Дефицит миелина играет важную роль в развитии шизофрении.

Исследователям из Копенгагенского университета удалось воссоздать в живых мышах работающие модели клеток мозга человека. Оказалось, что из-за «неисправных» глиальных клеток мозг аномально взрослеет. Это проявляется следующим образом: белое вещество мозга развивается медленно, астроциты же развиваются и вовсе неправильно, отчего у мышей-химер расстроилась сенсорномоторная координация, проявились повышенная тревожность, антиобщественное поведение, нарушения сна. Все эти симптомы характерны для шизофрении.

В итоге ученые смогли выявить ряд ключевых генов, которые отвечают за дефекты в клетках-предшественниках. Это открытие открывает путь к профилактике шизофрении с помощью стволовых клеток, а также иных лекарственных средств.