01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Биология
24 июля

Кишечные палочки питаются убивающей бактерии медью

Кишечные палочки поглощают медь в моче
Chia Hung/Washington University School of Medicine

Ученые давно выяснили, что медь способна убивать бактерии и прочие микроорганизмы, но последнее исследование показало, что кишечная палочка, которая вызывает инфекцию мочеполовых путей, поглощает металл и использует его как топливо. Исследование было опубликовано в журнале Nature Chemical Biology, кратко о нем можно прочитать на сайте Медицинского центра Университета Вашингтона в Сент-Луисе.

Медь содержится в злаках, орехах, бобовых, ракообразных и других продуктах и способна уничтожать патогены. Тем не менее долгое время оставалось загадкой, как кишечная палочка (Eshcheriсhia Coli) обрабатывает ионы меди, присутствующие в моче.

Ранее при изучении штаммов кишечной палочки ученые выяснили, что иерсиниабактин (вещество, которое синтезируется бактериями, в том числе и кишечной палочкой, и переводит металлы в растворимую форму) предотвращает накопление меди, однако, как конкретно это происходит, выяснить не удавалось.

Ученые предположили, что иерсиниабактин импортирует ионы меди в клетку, и там благодаря им запускаются биохимические реакции, которые вынуждают бактерию расти и размножаться. Когда иерсиниабактин «избавляется» от металлов, молекула покидает клетку и снова накапливает медь. Иерсиниабактин также способен переносить и другие металлы, такие как никель, кобальт и хром.

Ученые отметили, что штаммы кишечной палочки, которые могли поглощать меньше меди, оказались менее агрессивными. Ученые полагают, что в будущем разработка антибактериальных препаратов, возможно, будет связана с блокированием молекулы иерсинибактина, которая также присутствует у возбудителей чумы и пневмонии.