01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Астрономия
27 июля

Гамма-вспышку удалось пронаблюдать с невиданной ранее точностью

Wikimedia Commons

Международный коллектив ученых, в состав которого вошли астрономы из МГУ, впервые смог зарегистрировать поляризацию собственного оптического излучения гамма-всплесков — самых мощных и очень коротких взрывов во Вселенной, длящихся несколько десятков секунд. Посвященная открытию статья опубликована в журнале Nature.

Гамма-всплески — космические выбросы энергии, которые длятся от нескольких миллисекунд до минуты, а по масштабам превосходят взрывы звезд, масса которых в 50 раз больше, чем у Солнца.

Астрономы подготовили одну из самых подробных на сегодня характеристик гамма-всплеска. Для этого они собрали данные нескольких телескопов, охватывающих разные спектры космического излуения. Так, первым гамма-всплеск обнаружил космический телескоп NASA Fermi Gamma-ray, затем наблюдение за оптическим излучением продолжил наземный телескоп МАСТЕР-ШОК, входящий в российскую роботизированную телескопическую сеть МАСТЕР.

2d14ab28b16ccac0cd1919f87307f44cdf5ee381
Глобальная сеть космического мониторинга МАСТЕР
Владимир Липунов/МГУ

Явление назвали GRB160625B, и благодаря ему удалось получить основные сведения о «быстрой» фазе гамма-всплесков и эволюции крупных струй материи и энергии, образующейся в результате взрыва.

В результате наблюдений стало известно, что черная дыра, образующаяся после гамма-всплеска, создает сильное магнитное поле. Затем оно исчезает, и материя сдерживает выброс космических лучей, которые изначально удерживало магнитное поле. Ранее считалась, что космические лучи сдерживает что-то одно: либо материя, либо магнитное поле.

Исследователи также обратили внимание на то, что синхротронное излучение, которое возникает, когда электроны ускоряются по изогнутым или спиральным траекториям, обеспечивает начальную яркую фазу всплеска — «мгновенную фазу». Помимо синхротронного излучения важно учитывать и излучение черного тела и обратное комптоновское излучение, причиной которого служит передача энергии от ускоренной частицы фотону.