01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Гуманитарные науки
8 августа

Древние люди не любили рыбу

Поселение доисторических людей в представлении художника
Museum of London/Global Look Press

Ученые изучили рацион Homo sapiens и опровергли теорию, что их питание было более разнообразным, чем у неандертальцев. Исследование было опубликовано в журнале Scientific Reports.

Выяснилось, что предки современного человека, как и неандертальцы, ели мясо мамонтов и растительную пищу. Существовали гипотезы, что рацион Homo sapiens был более разнообразен и включал, в том числе, и рыбу, однако это не было доказано. Исходя из этого ученые предположили, что неандертальцы исчезли из-за конкурентной борьбы за пищу с человеком разумным.

Первые представители Homo sapiens колонизировали Европу около 43 000 лет назад, а неандертальцы вымерли примерно 3000 лет спустя. Исследователи из Тюбингенского университета в Германии решили узнать, могли ли Homo sapiens вытеснить неандертальцев из-за похожего рациона.

Антропологи изучили ископаемые останки человека разумного из пещер Буран-Кая в Крымских горах, а также собрали информацию о местной флоре и фауне. Затем они измерили процент стабильных изотопов углерода и азота в костях людей и местных животных, которыми могли питаться древние люди, например, сайгаками, оленями и лошадьми.

Также ученые проанализировали содержание азота-15 в отдельных аминокислотах останков. Выяснилось, что у обнаруженных Homo sapiens доля изотопа азота 15N была очень высокой, однако он был получен не из рыбы, а из мяса мамонтов. Другой неожиданностью для ученых оказалось повышенное содержание растительной пищи в рационе Homo sapiens по сравнению с неандертальцами. Однако говорить о том, что рацион послужил причиной миграций, нельзя, считают ученые.