01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Науки о Земле
8 августа

Деревья Амазонки сами делают себе дождь

Деревья в регионе южной Амазонки
Enrique Castro-Mendivil/Reuters

Ученые выяснили, почему в тропических лесах Амазонии дожди начинаются за два-три месяца до того, как сезонные ветра приносят влажный воздух с океана. Оказывается, деревья региона сами способны выделять влагу, достаточную для появления дождей. Об открытии сообщается в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Спутниковые данные давно указывали на то, что рост количества облаков над Амазонкой совпадает с ростом свежих листьев на деревьях. Ученые подозревали, что повышенная влажность возникала из-за водяного пара, выделяемого растениями во время фотосинтеза (так называемая транспирация, или испарение воды растительностью).

Чтобы получить четкие доказательства этой связи, ученые из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе провели наблюдения с помощью спутника Aura (NASA). Приходящая с океана влага легче, чем выделяемый растениями водяной пар, потому что во время испарения молекулы воды, содержащие дейтерий (тяжелый изотоп водорода), остаются в океане. При транспирации, напротив, растения просто высасывают влагу из почвы и «передают» ее воздуху, не меняя ее изотопный состав.

Aura показал, что влага над джунглями изобилует дейтерием. Более того, содержание этого изотопа выше всего в конце сухого сезона, когда листва обновляется, и фотосинтез идет с максимальной интенсивностью. Наконец, созданные деревьями облака нагревают атмосферу и усиливают циркуляцию воздушных масс. По мнению ученых, этот эффект настолько силен, что способствует транспортировке влаги с океана.