01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Гуманитарные науки
12 августа

Археологи призвали не прятать древние кости

Balázs G. Mende, Lab. Archaeogenetics, RCH HAS

Использование ДНК из останков древних людей и животных привело к тому, что огромные коллекции ценных образцов скапливаются в генетических лабораториях. С призывом изменить сложившуюся ситуацию в журнал Nature обратились несколько археологов из Германии и Израиля.

Авторы письма выступают против закрытых лабораторий, которые лишают разные группы исследователей доступа к археологическим находкам. По мнению археологов, важно также сохранить образцы для будущих поколений ученых, которые могут найти более совершенные способы исследования останков.

«Соревнование за редкие образцы приводит к тому, что их собирают [в нескольких лабораториях], а вместе с разрушением образцов во время анализа ДНК это затрудняет воспроизведение результатов. Это также мешает тем ученым, которые не связаны с научными группами, контролирующими доступ к образцам», – говорится в письме.

В качестве примера решения проблемы ученые называют единые национальные центры по изучению археологических находок вроде открывшегося в начале 2017 года в израильской Хайфе. Чтобы взять образец останков, работающим в нем ученым необходимо получать разрешения, и они обязаны обнародовать результаты своей работы. Однако, как отмечают критики этой идеи, создание подобных национальных центров возможно не во всех странах: не везде есть достаточно авторитетная организация, чтобы объединить ученых и научные институты.