01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Биология
12 августа

Морские змеи теряют полоски из-за загрязнения воды

Klaus Stiefel

Французские и австралийские экологи обнаружили у морских змей необычный для них механизм приспособления, позволяющий им выживать в загрязненных водоемах. О том, как более темная чешуя позволяет животным избавляться от вредных веществ, ученые рассказали в журнале Current Biology.

Один из авторов статьи, морской биолог из Университета Новой Каледонии Клэр Гоиран, изучала голубей и заметила, что в темных перьях птиц повышено содержание цинка и некоторых других веществ, которые можно считать индикаторами загрязненности среды. Такая зависимость объясняется тем, что эти вещества связываются с темным пигментом меланином. Получается, что птицы с более темной окраской с бóльшим успехом избавляются от вредных веществ, откладывая их в перьях.

Как показали в своей статье авторы исследования, похожим образом действуют и защитные механизмы у морских змей. Они сравнили расцветку 1400 особей черепахоголова кольчатого (Emydocephalus annulatus), собранных за 13 лет у берегов Новой Каледонии и Австралии. Более темные особи (у которых почти не заметны белые полоски) чаще встречались в загрязненных районах, а животные со светлой чешуей – в более чистой воде. После этого ученые сравнили содержание мышьяка и цинка в чешуйках. Результаты подтвердили, что темная окраска может использоваться для выведения вредных веществ из организма.

Таким образом, морские змеи пополнили список животных, у которых встречается индустриальный меланизм: более темные особи получают преимущество в условиях загрязнения среды и вытесняют более светлых сородичей.