01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Науки о Земле
22 августа

Уничтоживший динозавров астероид вызвал двухлетнюю ядерную зиму

USGS/D. Roddy

Согласно исследованию, опубликованному в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, огромное количество сажи, поднявшейся в воздух из-за падения астероида 66 миллионов лет назад и последовавших за ним лесных пожаров, погрузило Землю в темноту почти на два года. В результате растения не смогли синтезировать органические вещества, и началось массовое вымирание динозавров.

Ученые из Национального центра атмосферных исследований при поддержке NASA и Колорадского университета в Боулдере создали компьютерную модель мира, симулирующую условия на Земле в конце мелового периода. Считается, что больше 75% всех видов на Земле, включая динозавров, исчезло во время мел-третичного вымирания. Одна из гипотез, объясняющих массовое исчезновение видов, — падение астероида, и ее доказательством может быть кратер Чиксулуб на полуострове Юкатан.

Согласно этой модели, столкновение астероида и планеты вызвало землетрясения, цунами, извержения вулканов, и, кроме того, нагретые горные породы вместе с конденсатом поднимались в воздух, затем падали на землю и вызвали лесные пожары. Животные, жившие в океане и под землей, при этом могли выжить.

Однако концентрация сажи в воздухе (согласно геологической летописи, ее было не менее 15 миллионов тонн) вызвала формирование глобального барьера на пути солнечных лучей к поверхности планеты. Из-за этого процесс фотосинтеза приостановился примерно на полтора года, причем наибольшее влияние это оказало на фитопланктон. В свою очередь, гибель фитопланктона вызвала вымирание многих морских видов. Ученые также узнали, что при более низком содержании сажи в воздухе, например пять миллионов тонн, фотосинтез все равно был бы невозможен в течение года.

Компьютерная модель показала, что температура на поверхности Земли снизилась на 28°C на суше и на 11°C в Мировом океане. Тем временем температура атмосферы, напротив, стала выше, так как сажа поглощала солнечное тепло. Благодаря этому озоновый слой начал разрушаться и разрушительная доза ультрафиолета смогла достичь поверхности Земли после того, как сажа осела.

Тем не менее данная модель учитывает условия, характерные для современной Земли, а 66 миллионов лет назад концентрация газов в атмосфере была иной. Также ученые не принимали во внимание вулканические извержения и высвобождение серы из недр, что могло бы увеличить число светоотражающих сульфатных аэрозолей в атмосфере. С другой стороны, компьютерная модель может быть полезной при прогнозировании сценария «ядерной зимы».