01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Астрономия
24 августа

В LIGO намекнули на сигнал от слившихся нейтронных звезд

Слияние двух нейтронных звёзд в представлении художника
ESO

Ученым международной коллаборации LIGO, вероятно, впервые удалось зафиксировать гравитационно-волновой сигнал от пары слившихся нейтронных звезд. Об этом сообщает New Scientist.

Гравитационные волны служат маркерами наиболее бурных событий во Вселенной: они возникают при столкновении сверхплотных объектов (черных дыр и нейтронных звезд), при котором выделяется огромное количество энергии. «Ловит» эти волны детектор LIGO в США (он уже поймал сигналы о столкновении черных дыр), к которому в ноябре 2016 года присоединился итальянский VIRGO.

На прошедших выходных астроном Дж. Крэг Уилер (Университет Техаса в Остине) намекнул на новое открытие LIGO в своем Twitter: «New LIGO. Source with optical counterpart. Blow your sox off!». Говоря об оптическом «двойнике», он, вероятно, имел в виду возможность непосредственного наблюдения за излучением от источника гравитационных волн. То есть речь идет именно о нейтронных звездах: в отличие от черных дыр, они излучают в видимом диапазоне. Пресс-секретарь LIGO Дэвид Шумэйкер пока не подтвердил и не опроверг слухи, обещав сделать официальное заявление 25 августа.

Астрономы подозревают, что столкновение произошло в галактике NGC 4993, расположенной примерно в 130 миллионах световых лет от Земли, в созвездии Гидра. Именно там обнаружена пара сливающихся нейтронных звезд. Кроме того, 23 августа космический телескоп Hubble направил свой взор как раз на эту галактику.