01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Медицина
1 сентября

Первая операция по исправлению человеческого генома оказалась сомнительной

Ранние (слева) и более поздние (справа) человеческие эмбрионы, модифицированные с помощью CRISPR
OHSU

Группа ученых из Великобритании и США высказала сомнения в том, что первая операция по редактированию генома человеческого эмбриона с помощью CRISPR прошла успешно. Свои предположения они высказали в статье, которую выложили на портале препринтов BioRxiv.

В начале августа 2017 года в США провели операцию по редактированию генома эмбриона. По заявлению медиков, им удалось исправить мутацию, и ребенок родится здоровым. В ходе операции мутировавший участок ДНК отца должен был замениться на введенный учеными, но оказалось, что эмбрион достроил этот участок, используя ДНК матери в качестве образца.

Такая схема операции не была опробована ранее, и сейчас ученые сомневаются, действительно ли удалось добиться поставленных целей. Авторы статьи утверждают, что результаты операции противоречат имеющимся представлениям о процессе развития эмбриона: считается, что сразу после оплодотворения яйцеклетки ДНК отца и матери не взаимодействуют так близко, чтобы делиться генами.

Авторы статьи предполагают, что эмбрион мог не унаследовать отцовскую ДНК и содержащуюся в ней мутацию. В некоторых операциях по искусственному оплодотворению эмбрион может развиваться только из материнской ДНК. С другой стороны, возможно, что участок с мутировавшей ДНК был вырезан, но не был замещен участком с правильной последовательностью. В таком случае мутация не будет замечена, но отсутствие части ДНК будет иметь непредсказуемые последствия для ребенка.